Налоговая резиденция в Испании — критерии администрации.

Определение налоговой резиденции в ИспанииНалоговая резиденция в Испании — разъяснения администрации.

Наша предыдущая статья, в которой мы рассказали о том, кто в соответствии с испанским Законом 35/2006 «О налоге на доход физических лиц»  считается налоговым резидентом Испании и, соответственно, плательщиком налога на доход физических лиц, вызвала большой интерес у наших постоянных читателей.

К нам поступило множество писем с просьбой определить конкретный налоговый статус исходя из индивидуально определенной каждым читателем ситуации. Поэтому в сегодняшней статье мы расскажем о том, каким образом испанские налоговые органы определяют статус налогоплательщика.

В частности,  на примере обязательного разъяснения (consulta vinculante)  Главного Налогового Управления (Dirección General de Tributos) V1274-09 от 28/05/2009, мы расскажем о том, каким образом налоговые органы  трактуют положения ст.9 Закона 35/2006 и Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.

 

Почему важно определить налоговый статус?

Определение налогового статуса физического лица, как лица являющегося налоговым резидентом Испании, вопрос важный, так как ответ на поставленный вопрос определит, подлежат ли доходы данного лица налогообложению в Испании или нет.

Напомним, что в соответствии со ст. 2 Закона 35/2006 объектом налогообложения испанского налога на доход физических лиц являются доходы налогоплательщика вне зависимости от месторасположения источника доходов.

Налогоплательщиком указанного налога в соответствии со ст. 8 закона являются физические лица, имеющие постоянное местопребывание (residencia habitual) на территории Испании.

Критерии для определения Испании как постоянного местопребывания физического лица устанавливаются в ст. 9 закона, о содержании которой мы рассказали в нашей прошлой статье.

 

Что такое обязательное разъяснение (consulta vinculante)?

Прежде чем перейти к существу вопроса, давайте определимся с тем, что такое обязательное разъяснение (consulta vinculante).

В соответствии с  ч. 1 ст. 88 Общего Налогового Закона 58/2003 (Ley General Tributaria) налогоплательщики вправе обращаться в налоговую администрацию с ходатайствами для получения разъяснений по вопросам применения испанского налогового законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 88  Закона 58/2003 данные разъяснения (consultas vinculantes), хоть и не являются источниками права, обязательны для налоговых органов и позволяют определить правовую их позицию в отношении применения налогового законодательства Испании.

 

Суть дела.

С ходатайством в Главное Налоговое Управление обратился гражданин Российской Федерации, который занимается предпринимательской деятельностью в России, где получает периодические доходы и имеет имущество.

Заинтересованное лицо собирается проводить на территории Испании периоды от одной недели до месяца и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Вопрос, заданный налоговой администрации.

Определить местопребывание для установления применимого налогового законодательства.

 

Полный ответ налоговой администрации.

«Ст. 9 Закона 35/2006 «О налоге на доход физических лиц» устанавливает:

«1. Считается, что налогоплательщик имеет постоянное местопребывание на испанской территории в случае если выполняется любое из следующих условий:

a) Если пребывает на испанской территории более 183 дней в течение календарного года. Для определения данного периода пребывания на испанской территории учитываются периоды нерегулярного отсутствия, за исключением случаев, когда налогоплательщик докажет свою налоговую резиденцию в другой стране. В случае со странами или территориями, считающимися налоговым раем, налоговая администрация вправе требовать доказательства пребывания в оных в течение 183 дней в течение календарного года.

Для определения периода пребывания, указанного в предыдущем параграфе, не учитываются периоды временного пребывания в Испании вследствие выполнения обязательств, вытекающих из безвозмездных соглашений о культурном или гуманитарном сотрудничестве с испанской публичной администрацией.

b) Если в Испании находится основной центр или база его деятельности или экономических интересов, прямых или косвенных.

Презюмируется, за исключением доказательства противоположного, что налогоплательщик имеет постоянное местопребывание на испанской территории когда, в соответствии с предыдущими условиями, в Испании постоянно пребывают неразведенный супруг и несовершеннолетние дети, зависящие от налогоплательщика.”

В соответствии с предыдущей статьей, в случае, если заинтересованное лицо выполняет какое либо из условий, установленных в статье, то оно будет рассматриваться как налоговый резидент на испанской территории и, как следствие, налогоплательщиком налога на доход физических лиц, с дохода, полученного по всему миру.

Тем не менее, если в соответствии с внутренним российским законодательством он рассматривается как резидент в России, то данная ситуация будет разрешена с помощью применения положений статьи 4.2 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, подписанного в Мадриде, 16 декабря 1998 года, которая устанавливает следующее:

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:

а) оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором оно имеет свой центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;

с) если оно обычно проживает в обоих Государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом которого оно является;

d) если оно является национальным лицом обоих Государств или ни одного из них, то компетентные органы Государств решат этот вопрос по взаимному согласию.

В случае, если ни одно из условий, установленных в ст. 9 Закона 35/2006, не выполняется, то заинтересованное лицо не будет считаться налоговым резидентом Испании и как следствие будет считаться налогоплательщиком налога на доход лиц, не являющихся резидентами в отношении доходов, полученных от источника в Испании, обязуясь в данном случае подтвердить налоговую резиденцию в России с помощью предоставления сертификата резиденции в целях применения Конвенции, выданного компетентными органами указанной страны.»

 

Заключение.

Исходя из текста указанного обязательного разъяснения, для того, чтобы определить рассматриваемся мы в качестве налогового резидента на территории Испании, следует проверить выполняется ли нами какое либо из трех условий, установленных в ст. 9 испанского Закона 35/2006.

Если мы выполняем условия, установленные как в ст. 9 испанского закона, так и в ч. 2 ст. 207 Налогового Кодекса РФ, то для определения нашего статуса мы должны будем обратиться к положениям ч. 2 ст. 4 российско-испанской Конвенции.

Для получения консультации, связанной с определениями ваших налоговых обязательств Вы можете заполнить формуляр бесплатной юридической консультации онлайн.

Помимо этого, Вы можете подписаться на обновления нашего блога, для того, чтобы получать все свежие статьи нашего блога.

Тюхай Н.М.
Адвокат.
Все статьи.

Speak Your Mind

*